Главная страница > Статьи > Липовые бриллианты

Первыми изобрели имитации драгоценных камней древние египтяне. Средневековые ювелиры тоже знали толк в подделках. В наши дни научно-технический прогресс, с одной стороны, позволяет с помощью специальной аппаратуры быстрее и точнее определить подлинность камней, а с другой — появились новые мастерские подделки, которые без специального анализа на чистую воду не выведешь.

На рынке можно встретить как грубые подделки, рассчитанные на покупателя, не разбирающегося в бриллиантах, так и тонкие имитации, которые распознают не во всякой ювелирной мастерской. В общем, если продавец честно заявляет об имитации, беды в этом нет, ведь многие хотят приобрести сверкающее украшение, похожее на бриллиантовое, но подешевле. К сожалению, нередко покупателям подсовывают подделки за большие деньги, уверяя в подлинности камня.

Обвести неискушенного покупателя вокруг пальца проще всего с помощью синтетических алмазов. Конечно, стразы или хрусталь за бриллианты выдать сложнее. А вот искусственные алмазы, которые научились изготавливать в середине ХХ века, стали самыми идеальными подделками за всю историю человечества.

Искусственные алмазы

Искусственные алмазы создаются из графита (графит и алмаз — один и тот же углерод, только в разных состояниях). Они отличаются высокой чистотой бриллианта, могут быть ярких фантазийных цветов. Научились изготавливать также искусственные корунды — рубины и сапфиры. По своим физико-химическим свойствам натуральные и синтетические камни почти не различаются. Для того чтобы определить натуральность камня, требуются лабораторные условия.

Первоначально синтез бриллиантов, которые можно использовать в ювелирных изделиях, обходился в 60–80% от цены настоящего камня. Однако теперь выращивание синтетических алмазов стало намного дешевле.

Помимо искусственных алмазов существуют и другие типы подделки. Например, стразы — стекло с подложкой. Мастера издревле пользовались свинцово-борным стеклом, создавая сверкающие камушки, идеально имитирующие оригинал.

Были и иные способы имитации драгоценностей, в том числе путем особой обработки не стекла, а других камней. За рубины часто выдавались гранаты, бриллиант могли имитировать кварц, берилл, шпинель, линобат, бесцветный топаз или сапфир и другие минералы. Интересно, что без высокоточной аппаратуры искусную подделку порой не могли выявить даже профессионалы. Например, среди регалий португальской короны под видом огромного бриллианта «Браганза» замаскировался топаз.

Сегодня один из самых распространенных имитаторов бриллиантов, официально использующийся в ювелирной промышленности, — фианит, созданный в научном учреждении ФИАН. Подобные имитации позволяют дешево приобретать красивые украшения и выглядеть роскошно. Однако и для мошенников простор открывается изрядный.

Считается, что определить подлинность камня можно и в домашних условиях. Например, алмазом чертят царапины на твердых поверхностях, окунают в соляную кислоту. Камни изучают под лупой: у естественных должны быть мельчайшие включения. Бывает, алмаз поджигают, правда, если он был настоящим, останется кучка пепла, что делает такую процедуру проверки не слишком выгодной…

А для того чтобы застраховаться от покупки фальшивого бриллианта, приобретать драгоценности следует только в надежных торговых точках.

Впрочем, эти способы, актуальные в прошлом, вряд ли позволят вам определить современную подделку. Для этого лучше отнести изделие в лабораторию, оснащенную геммологическим оборудованием.