Главная страница > Оценка стоимости бриллиантов

Оценка стоимости бриллиантов

На основании характеристик и определяется прейскурантная стоимость бриллианта. Главный индикатор цены за рубежом – это прайс-лист, созданный по результатам анализа статистики спроса и предложений на рынке бриллиантов. В связи с этим указанная в прайс-листе стоимость бриллианта служит основанием для установления окончательной суммы сделки при проведении переговоров. Основываясь на прейскурантных ценах, торговцы бриллиантами и устанавливают свои цены предложений.

Наиболее известный из зарубежных – прайс-лист Рапапорта. Он представляет собой сводный список розничных цен, предложенных на бриллианты на Нью-Йоркском рынке с условием, что оплата производится наличной валютой, и регулярно составляется по результатам опросов дилеров. Прайс-лист служит для отражения мнения экспертов из Rapaport Corporation и не является предложением покупки либо продажи.

Стоимость бриллиантов

Увеличение массы бриллианта, естественно, вызывает и рост цены на него. Но, поскольку вес измеряется в каратах, увеличение массы не означает пропорционального увеличения стоимости камня. Так, при фиксированных цвете Н и чистоте SI2 бриллианта, разница в цене между бриллиантами весом в половину карата и весом в один карат составит 2,38 раза за карат (или 4,76 за камень). Проанализировав рост стоимости за один карат с увеличением массы камня, можно определить скачки стоимости. Они происходят при достижении массы в 0,3 карата, потом 0,5, затем 1, 2, 3 и 5 каратов. Если же в прайс-листе даны одинаковые цены для какой-то размерно-весовой группы, предположим, от 1,00 до 1,49 карат, цена за бриллиант, входящий в группу, зависит не от его массы, а от чистоты, цвета, огранки.

Влияние цвета бриллианта на его стоимость

Весьма интересно влияет на стоимость камня его группа цвета. Если проанализировать, например, желтый ряд (цвет камня переходит от практически бесцветного до насыщенно желтого), наиболее дорогими окажутся самые бесцветные. Самый маленький, чуть заметный налет снижает стоимость камня. Далее, в каждой следующей группе цвета стоимость снижается, и так идет до группы M (по международной системе). В следующих группах, от М до Z, стоимость практически не снижается, а в прейскуранте Рапапорта вообще не указываются цены на бриллианты с цветом хуже М. После завершения шкалы D-Z у камня признается уже не оттенок, а цвет, в нашем примере – фантазийно-желтый, и цена опять начинает возрастать. По степени насыщенности камни получают группу цвета «интенсивный», «густой», «темный», влияющую на цену. Самая большая стоимость, из окрашенных фантазийно бриллиантов желтого цвета – это у Fancy Vivid Yellow («чудесный настоящий желтый»), насыщенного густого желтого.

Чистота всех камней градуируется от уровня «без включений» до степени «многочисленные включения». Ясно, что чем меньше размер включений и их количество, тем выше цена бриллианта. Но, в то же время, два камня, имеющих одинаковую группу чистоты и одинаковую прейскурантную стоимость, могут иметь разную рыночную цену. Например, если у камня пятой группы чистоты характер включений более подходит к четвертой группе – стоимость бриллианта выше, если чистота приближается к шестой группе – соответственно, цена камня снижается.

Очень сильно влияет на стоимость бриллианта егоогранка. Плохо ограненные, плоские, с высокой короной и глубоким павильоном камни значительно дешевле бриллиантов, имеющих хорошее качество огранки. Именно для хорошо ограненных камней указывается информация о ценах в прейскурантах. Бриллианты, имеющие среднее качество огранки, продаются, в общем-то, ненамного дешевле высококачественно ограненных; однако имеющие плохое качество огранки камни часто продаются со значительной скидкой. Рыночная стоимость цветных, фантазийных форм тоже зависит от уровня огранки, и «фантазия» с некачественной огранкой может продаваться со значительной скидкой. Вообще, качество огранки и форму бриллиантов-«фантазий» чрезвычайно сложно как-то систематизировать. Тем более, в прейскурантах не указывается какая-либо зависимость «цена-качество огранки», поскольку влияние огранки на стоимость очень индивидуально для отдельных покупателей и камней. Все это слишком субъективно, и сильно меняется в зависимости от условий рынка. Некоторыми факторами, позволяющими оценить качество огранки камня, служат асимметрия ребер, смещенная калетта, заметно волнистый рундист, крупные найфы, соотношение общей высоты, величины площадки, высоты короны и глубины павильона.

По мере прохождения камнем пути от места получения огранки до конечного покупателя цена бриллианта постоянно возрастает. Будучи частью оптовой партии камней, бриллиант стоит меньше, чем продаваясь в розницу. Желающий купить партию бриллиантов дилер оплачивает камни по одной цене; если ему нужен один камень из этой партии, стоимость камня обычно возрастает. Цена включенного в ювелирное изделие бриллианта в магазине может уже в разы отличаться от стоимости по прейскуранту. И не раз клиенты, знающие только заплаченную ювелирному магазину цену, услышав от эксперта сообщение о прейскурантной стоимости купленного бриллианта, были шокированы. А ведь понятно, что надбавки магазина обычно оправданы, как и иные различные расходы по доставке камня к конечному покупателю.

Рыночные особенности таковы, что, случается, бриллианты предлагаются по цене как меньше минимальных скалькулированных, так и больше максимальных. Причем очень низкая цена отнюдь не указывает на плохое качество огранки камня либо завышенные продавцом характеристики, равно как и стоимость больше максимальной рассчитанной калькулятором цены не всегда означает, что она ничем не мотивирована. К примеру, практически все бриллианты, имеющие оправу, будут стоить больше максимальной рассчитанной на калькуляторе цены. В таких случаях советуется получить консультацию у продавца, чтобы узнать индивидуальную информацию об интересующем камне.